И. ИЗМАИЛОВ: Сегодня в студии блогер-путешественник Сергей Доля. Добрый день. Экспедиция по России с Вашим участием начнётся 8 июня и продлится до начала августа. Что это за экспедиция? Мы знаем, она очень интересно построена.
С. ДОЛЯ: Экспедиция грандиозная. Это самый большой проект в моей жизни. Мы хотим написать на карте нашей страны gps-треком слово «Россия». «Р» начинается в Астрахани и до Москвы, дальше – Нижний Новгород и до Пензы через Ульяновск. «И» - под Байкалом. «Я» - 4000 километров на всю Якутию. Мы проедем от Астрахани до Владивостока, общий километраж будет больше 21 тысячи километров, будем ехать 2 месяца. Это будет самое большое слово в мире, написанное gps-треком, мы попадем в Книгу рекордов Гиннеса.
И. ИЗМАИЛОВ: А там, где нет дорог, вы поедете по бездорожью?
С. ДОЛЯ: У нас достаточно дорог, чтобы написать слово «Россия». Если конкретно по городам, то с буквой «Р» мы стартуем в Астрахани, проезжаем через Волгоград и Тамбов, Москву, Ярославль, Нижний Новгород, Чебоксары, Ульяновск и Пензу. Буква «О», начиная от Уфы, далее Ижевск, Пермь, Екатеринбург, Челябинск. «С» - это уже Томск, Курган и так далее.
И. ИЗМАИЛОВ: Вы были в этих городах?
С. ДОЛЯ: Я много езжу по России, но был не во всех этих городах. Кроме того, в этот раз я хочу посмотреть, как у меня за окном автомобиля каждый день будет меняться пейзаж, и как моя страна будет меняться.
И. ИЗМАИЛОВ: Крым захватываете?
С. ДОЛЯ: Крым не захватываем, потому что слово «Россия» невозможно написать через Крым. Но из Крыма я только что вернулся. За 10 дней его весь объездил.
И. ИЗМАИЛОВ: Ваша экспедиция – это только ради рекорда, или узнать страну получше?
С. ДОЛЯ: Рекорд – это приятный бонус. Основная цель – это популяризация внутрироссийского туризма. Наши люди сейчас мало путешествуют по России, хотя это не так дорого, как многим кажется. Мы хотим показать, что это не так страшно, надо брать и ехать, было бы желание. Хотим показать, что страна наша безумно красивая.
И. ИЗМАИЛОВ: Сколько вас будет?
С. ДОЛЯ: У нас будет 3 автомобиля. Первый автомобиль – это я и мой друг фотограф. Во втором автомобиле будут трое ребят из Чебоксар, которые и придумали этот проект. А третий автомобиль будет гостевой, любой может к нам присоединиться, на всех этапах у нас будут меняться люди. Там будет видеооператор, мисс-экспедиция, которую будем фотографировать на фоне различных достопримечательностей. Третий человек – это блогер, который будет заниматься описанием того, что происходит с нами во время экспедиции и наполнять сайт.
И. ИЗМАИЛОВ: Вы будете останавливаться только в населённых пунктах?
С. ДОЛЯ: Пока предполагается, что мы будем ночевать только в гостиницах.
И. ИЗМАИЛОВ: Гостиницы уже везде забронированы?
С. ДОЛЯ: Гостиницы ещё не забронированы, расписание может немного двигаться, но есть договорённости.
И. ИЗМАИЛОВ: Большинство из нас не может себе позволить такую экспедицию ввиду сложностей со временем. Как у Вас получается? Два месяца, 21 тысяча километров, опять же бензин.
С. ДОЛЯ: Как финансируется поездка? У нас есть партнёры, которые дают деньги, потому что они разделяют наши взгляды. Плюс мы будем о них писать, в том числе в блоге.
И. ИЗМАИЛОВ: Ваш коллега Артемий Лебедев много писал о проблемах, возникающих из-за поломок машины. Этот вопрос продумываете?
С. ДОЛЯ: Однажды я принимал участие в его экспедиции, тогда были проблемы, но больше не из-за машины, а из-за сервисов, куда мы обращались. Поэтому мы выбрали Тойоту. На востоке запчасти для нее везде продаются. Так же мы планируем одно полное ТО и два профилактических.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Вопрос о популяризации внутреннего туризма. Почему мы не ездим по России?
С. ДОЛЯ: Первый фактор инфраструктурный. Второй фактор – это отсутствие информации: как добраться, где найти гостиницы и чем может быть интересен определенный город. Людям помимо, например, пляжного отдыха или похода в горы нужны какие-то маленькие интересные места, достопримечательности. В этом плане идеален Крым, где помимо моря полно различных природных и исторических достопримечательностей.
И. ИЗМАИЛОВ: В связи с этим что нужно делать?
С. ДОЛЯ: Нужно инфраструктуру развивать. В США, например, в маленьком провинциальном городке Пейдже есть просто красивый изгиб каньона. Туда отдельная дорога проведена, отдельная парковка, стойка с бесплатными брошюрками с информацией о достопримечательности.
И. ИЗМАИЛОВ: На Ваш взгляд, это местные власти должны делать у тех мест, которые они знают?
С. ДОЛЯ: Сейчас есть федеральная программа по развитию туризма внутри страны. Наша инфраструктура по сравнению с той, которая была 3 года назад, стала значительно лучше, но всё равно ещё не достаточно хороша.
И. ИЗМАИЛОВ: А что это за изменения?
С. ДОЛЯ: Допустим, Алтай. Там сейчас уже везде есть мусорные баки, есть туалеты, так же оборудованы кемпинги.
И. ИЗМАИЛОВ: Чего не хватает?
С. ДОЛЯ: По уровню гостиниц мы не дотягиваем до Европы, по уровню сервиса, если это не Москва и не Санкт-Петербург.
И. ИЗМАИЛОВ: А почему?
С. ДОЛЯ: Мне кажется, это наше советское наследие. Невозможно сделать как в Европе за 1-2 года. Однако развиваются различные сетевые проекты, которые приносят в города европейские стандарты гостиничного бизнеса.
И. ИЗМАИЛОВ: А как меняются люди в зависимости от удаления от Москвы?
С. ДОЛЯ: Чем меньше город, тем более гостеприимны жители. Чем крупнее, тем они более замкнуты.
И. ИЗМАИЛОВ: Путешествовать здорово, но это не так ведь просто?
С. ДОЛЯ: Я всю жизнь в поездках. Вернусь из этой экспедиции 2 августа и 5 августа улечу на Сахалин на 2 недели, вернусь 17-го числа и полечу дальше. Я построил свою жизнь таким образом, что я зарабатываю этими путешествиями себе на жизнь. С одной стороны может показаться, что это здорово и романтично, но это не совсем так. У меня очень жёсткий график, это тяжело физически.
И. ИЗМАИЛОВ: Долгие перегоны за рулем опасны, можно уснуть?
С. ДОЛЯ: Да, а я к тому же еду с другом, у которого нет прав, и я буду всю дорогу сам вести машину. У нас будет один перегон продолжительностью 20 часов. Надеюсь, проедем быстрее.
И. ИЗМАИЛОВ: А как же радары?
С. ДОЛЯ: Мы уважаем правила дорожного движения и придерживаемся их соблюдения.
И. ИЗМАИЛОВ: На сайте, который был запущен на прошлой неделе, висят фотографии. Это все Ваши фотографии?
С. ДОЛЯ: Да, это все мои фотографии.
И. ИЗМАЙЛОВ: Когда смотришь на эти фотографии, они поражают. Если бы убрали подписи, не каждый поймет, где это находится: Авачинский вулкан, Камчатка, Байкал зимой, атомный ледокол, снятый с вертолёта. Все фотографии, которые выкладываются, требуют обработки
С. ДОЛЯ: На фотографии уходит 2 часа в день. Пост написать ещё час-полтора.
И. ИЗМАЙЛОВ: В дороге ничего не пишете?
С. ДОЛЯ: Если бы мой второй друг рулил, я бы писал в дороге.
И. ИЗМАЙЛОВ: Есть ли чувство, что только уехал, а уже хочется домой?
С. ДОЛЯ: Я всегда очень хочу домой. У меня есть такая особенность, которая проявляется во всех экспедициях. Когда вижу, что экспедиция подходит к концу, последние 2-3 дня начинаю гнать и нарушать.
И. ИЗМАЙЛОВ: Вы были в Крыму. Только вернулись.
С. ДОЛЯ: Я вернулся 2 недели назад.
И. ИЗМАЙЛОВ: Какие ощущения Крыма до и после присоединения? Что Вы видели своими глазами?
С. ДОЛЯ: Я очень люблю Крым. В прошлом году был там 2 раза, а в этом году поехал туда на майские праздники. Это была спонтанная поездка. Мы должны были ехать вокруг Каспия в экспедицию, но Туркменистан не дал нам визу в последний момент. Я решил съездить в Крым и посмотреть, что там происходит. Мы объехали весь Керченский полуостров, весь южный берег, уехали далеко на восток, к мысу Тарханкут. С точки зрения туриста там ничего не изменилось. Единственное, стало меньше людей. Правда, это ещё может быть связано с тем, что на майские праздники была очень холодная погода. А что касается настроений, то люди очень воодушевлены. Они очень рады русским и тому, что происходит.
И. ИЗМАЙЛОВ: А есть ли чувство, что ты у себя дома?
С. ДОЛЯ: Я раньше ездил в Крым по российскому паспорту и сейчас езжу. Раньше там говорил на русском языке и сейчас говорю. Для себя я не почувствовал, что что-то изменилось. Законы стали российскими, и я очень этому рад, потому что надеюсь, что жители Крыма почувствуют улучшения. Все дороги в Крыму как после бомбёжки.
И. ИЗМАЙЛОВ: Кстати, официально Вы из Астрахани стартуете или из Москвы?
С. ДОЛЯ: Официально стартуем в Астрахани, но до неё сначала надо добраться. 6 числа в 5 утра выезжаем и хотим 1390 километров за 20 часов одолеть. А уже обратно поедем с остановками в Волгограде, Тамбове.
И. ИЗМАЙЛОВ: А чего ждут люди в Крыму? Чего ожидают?
С. ДОЛЯ: У меня там очень много друзей, и все, как я уже говорил, очень воодушевлены. Общее ощущение такое, что наше правительство решило там устроить идеальную Россию. Из Крыма сделают визитную карточку, которую можно будет предъявить Европе, Америке или ещё кому-то, а потом уже этот опыт перенимать и распространять на всей территории России.
И. ИЗМАЙЛОВ: А в Севастополе будут расчищать новострой?
С. ДОЛЯ: В Севастополе на первой линии есть очень много высотных зданий, которые построены там абсолютно нелегально. Севастополь был разрушен практически во время Второй мировой войны, потом был заново и очень хорошо спроектирован. Сейчас этого ничего не видно, потому что всё облеплено палатками и пёстрой рекламой. Построили 16-этажный небоскрёб, и он по документам проходит как ремонт овощного ларька. Они сначала строили, а потом через суды всё узаконивали. Также там есть ивушкин забор, где Артиллерийская бухта. Огромная территория была обнесена забором, которому уже 10 лет. Там раньше была большая ива. Все ждали, что начнётся строительство, потому что всё залили бетоном. На моих глазах его разбирали. Настроения там очень позитивные. Они все ждут, что Россия заплатит им кучу денег.
И. ИЗМАЙЛОВ: А есть в Крыму места, где, в первую очередь, надо что-то делать, где разруха немыслимая?
С. ДОЛЯ: Очень много брошенных зданий. Крым настолько богатейший край с точки зрения природных ресурсов, что там грех не сделать всё красиво.
И. ИЗМАЙЛОВ: Глядя на ваши фотографии, видишь совсем разные точки России. Вам где больше всего нравится?
С. ДОЛЯ: Меня всегда тянет на родину. Я родился в Харькове, но всю жизнь прожил в Подмосковье, в Дубне. Я привык к сумасшедшему ритму, к её улицам, инфраструктуре. Я сюда тянусь.
И. ИЗМАЙЛОВ: Как вы воспринимаете Подмосковье в контрасте того, в котором Вы родились и сейчас? Говорят, что Подмосковье стало страной высоких заборов.
С. ДОЛЯ: В Дубне никаких высоких заборов не появилось. Город сильно развивается. Если в детстве я жил в институтской части – это такая старая часть города рядом с институтом – сейчас город сползает дальше к плотине, строятся новые здания, торговые центры. При этом весь лес, который был вокруг, точно также сохраняется.
И. ИЗМАЙЛОВ: Спасибо Вам большое.
Источник: www.rusnovosti.ru